Инклюзивное образование
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850)
Указ Губернатора Красноярского края "О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2017 № 258-уг "Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017–2025 годы"
Указ Губернатора Красноярского края "Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы"
План мероприятий по реализации Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы
Положение о структуре, порядке разработки, утверждения, реализации и внесения изменений в адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП) начального общего образования в МАОУ Лицей № 12
Положение об адаптированной образовательной программе (АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Модель инклюзивного образования в МАОУ Лицей № 12
Паспорт доступности
Положение о доступе к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах к которым обеспечен доступ обучающихся МАОУ Лицей № 12
Положение о порядке приема детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе в МАОУ Лицей № 12
Положение об организации индивидуального обучения на дому с обучающимися, освобожденными от посещения занятий по состоянию здоровья
Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в МАОУ лицей № 12
Информация об организации питания для детей с ОВЗ
Положение о социально-психологической службе лицея
План работы с детьми с ОВЗ
Положение о психолого-педагогическом консилиуме МАОУ лицей № 12
Приказ "Об организации инклюзивного образования" в МАОУ лицей № 12
Приказ "О создании школьного психолого-педагогического консилиума"
Положение о специальной медицинской группе по физической культуре
План адаптации доступности среды для детей с ОВЗ
Должностная инструкция учителя-дефектолога
Должностная инструкция учителя-логопеда
Режим работы педагога-психолога
Режим работы учителя-логопеда
Режим работы учителя-дефектолога
Доступная среда
Адаптированные образовательные программы
Мониторинг оценки условий реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Мониторинг доступности МАОУ Лицей № 12 для детей с ОВЗ
В МАОУ Лицей № 12 обучаются дети следующих нозологических групп:
- обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи;
- обучающиеся с задержкой психического развития;
- обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- обучающихся с иными ОВЗ.
В Лицее ведётся работа по созданию доступной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ.
В 2021-2022 г. приобретены и установлены:
- мнемосхема тактильная
- сигнализация (звонок вызова) доступная для инвалидов
- наклейка информационная, круг жёлтый (10 шт.)
План адаптации доступности среды для детей с ОВЗ
-
о специально оборудованных учебных кабинетах
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МАОУ Лицей № 12 оборудован кабинет педагога-психолога (сенсорная комната). В данном кабинете имеются необходимые учебно-методические пособия, дидактическое и техническое оборудование.
Материально-техническое оснащение кабинета педагога-психолога
-
о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека МАОУ Лицей № 12 расположена на первом этаже. В библиотеке дополнительно расположен читальный зал с проектором и экраном. Рабочее место библиотекаря также оснащено компьютером с выходом в Интернет, принтером. Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей, доступ в библиотеку имеют дети с ОВЗ и дети-инвалиды. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей, а также электронными образовательными ресурсами на цифровых носителях.
Анализ реализации проекта "Доступная среда" в МАОУ Лицей № 12
- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАОУ Лицей № 12 имеются
- Спортивные залы (малый и большой);
- Зал хореографии;
- Комплексная спортивная площадка;
- Футбольное поле.
Спортивные залы (малый и большой) предназначены для проведения физкультурных занятий. В залах имеется необходимое оборудование для занятий спортом (гимнастические скамейки, мягкие спортивные модули, шары, мячи, обручи, т.д.). Зал хореографии оборудован музыкальным центром, тактильными ковриками и другим необходимым инвентарем для занятий ритмикой. Комплексная спортивная площадка и футбольное поле используется учащимися в теплое время года в рамках уроков физкультуры, прогулок, спортивных и игровых мероприятий на свежем воздухе.
- о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В процессе организации образовательной деятельности в МАОУ Лицей № 12 используется широкий спектр средств обучения и воспитания, в том числе, используемых в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
Средства обучения являются важным компонентом образовательной деятельности и элементом учебно – материальной базы любого образовательного учреждения. В МАОУ Лицей № 12 используются:
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, раздаточные материалы и т. д в рамках УМК дисциплины).
- Электронные образовательные ресурсы;
- Аудиовизуальные средства (Аудиофайлы, электронные презентации, учебные фильмы и телепередачи, кинофрагменты, видеофильмы и т. д);
- Наглядные, плоскостные и объемные демонстрационные материалы (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- Учебные приборы (для работ по физике, биологии и т.д.);
- Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи, и т.п.)
Удобным инструментом для создания единого информационно - образовательного пространства МАОУ Лицей № 12 и взаимодействия образовательного учреждения с родителями обучающихся является работа с электронным журналом, который действует в образовательном учреждении в течение нескольких лет.
Лицей оснащен следующими техническими средствами:
Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося - 29,13
- сервер
- количество компьютеров – 141, ноутбуков – 72: в т. ч.: имеющих доступ в интернет – 82, из них: ученические – 44, учительские – 38; количество компьютеров в расчёте на одного обучающегося – 0,14
- количество мультимедийных проекторов – 42
- количество лазерных принтеров – 36
- МФУ – 32
- количество интерактивных досок – 16
- Наименование компании-поставщика услуг доступа в сеть Интернет – «Ростелеком»
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
МАОУ Лицей № 12 функционирует с 1973 года. С момента открытия капитального ремонта не производилось.
Безбарьерный пешеходный путь. Важный этап адаптации территории школы, включающий безопасный маршрут от ближайших домов и остановки до школьного крыльца. Для снижения случаев травматизма, пешеходный путь включает организацию пешеходного перехода с искусственными неровностями («лежачими полицейскими») для повышения внимания водителей, на котором применятся желтый мигающий сигнал светофора.
Пандус для инвалидов-колясочников ОТСУТСТВУЕТ, но входная группа в здание школы для обеспечения доступности оборудована противоскользящим покрытием ступенек крыльца. На входной двери расположен звонок для вызова сотрудника школы.
Доступ к кабинету директора и медицинскому кабинету обеспечен. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
- О специальных условиях питания
- обучающиеся первой смены получают горячий завтрак, обучающиеся с ОВЗ дополнительно получают обед;
- обучающиеся второй смены получают горячий обед, обучающиеся с ОВЗ получают дополнительно полдник.
Родители обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к заявлению прилагают следующие документы:
1. Свидетельства о рождении ребенка (копия).
2. Копии документов, подтверждающих наличие у обучающихся ограниченных возможностей здоровья (заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии).
3. Приказа об изменении программы обучения (копия).
4. СНИЛС ребенка (копия).
- О специальных условиях охраны здоровья
В целях организации доступной образовательной среды для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и их родителей (законных представителей) здание лицея оборудовано тревожной кнопкой, официальный сайт школы имеет версию для слабовидящих. В 2021-2022 учебном году в школе обучаются 11 человек, имеющих статус ребенка-инвалида, 40 со статусом ОВЗ. На основании медицинских заключений ВК обучение на дому организовано для 2 учащихся.
В целях профилактики заболеваний со всеми учащимися систематически проводится комплекс профилактических мероприятий в рамках плана воспитательной работы и графика профилактических мероприятий медицинского работника лицея. Безопасные условия пребывания в школе обеспечивает охранное предприятие ООО «Красохрана» в ночное время организовано дежурство сторожей. В лицее организовано видеонаблюдение по периметру здания, вход в лицей оборудован видеокамерой, ведется видеонаблюдение на этажах, в коридорах, холлах.
В лицее имеется 2 медицинских кабинета (кабинет врача, процедурный кабинет), оборудованные в соответствии со всеми требованиями для оказания медицинской помощи школьникам, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и работникам. По результатам проведенных медосмотров обучающимся и их родителям (законным представителям) даются рекомендации по профилактике выявленных заболеваний.
Создание условий для формирования здорового образа жизни
1. Условия для сохранения и укрепления здоровья детей.
Среди поставленных задач - пропаганда преимуществ здорового образа жизни, воспитание ответственности за свое здоровье и умение заботиться о нем; развитие школьного спорта; формирование ценностей здорового образа жизни. Для детей и подростков основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых.
Формирование здорового образа жизни осуществляется через:
- воспитание культуры ЗОЖ (гигиена тела, культура питания, культура общения, воспитание нравственности, умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников, конкурсы рисунков),
- физическую культуру и спорт (Дни здоровья, декады по профилактике алкоголизма, курения, токсикомании и наркомании среди обучающихся школы с привлечением родителей, медицинских работников (нарколога), специалистов по борьбе с наркотическими и психотропными веществами, занятия в спортивных секциях, участие в спартакиадах и соревнованиях);
- образовательный процесс (через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни, через здоровье сберегающие технологии процесса обучения и развития) и внеурочную деятельность спортивно-оздоровительного направления.
- работу с родителями (праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», родительские собрания, беседы, лекции, информация о развитии ребёнка, информация о результатах диспансеризации и дополнительных медицинских услугах, помощь специалистов: учителя - логопеда, учителей физической культуры, педагога-психолога, консультации врачей - специалистов);
- проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий (гимнастика для глаз, организация подвижных перемен, контроль часто болеющих детей, использование элементов звукотерапии, дыхательная гимнастика);
- внедрение новых педагогических здоровьесберегающих технологий.
Один раз в четверть комплексно в параллелях проводятся учителями-предметниками уроки ЗОЖ, направленные на формирование у обучающихся мотивации на сохранение и развитие здоровья, личной ответственности за собственное здоровье, приобретении навыков здорового образа жизни, а также формирование гуманного отношения к себе, окружающим людям и своему здоровью. В учебном плане предусмотрено проведение 3-х уроков физической культуры в неделю в 1-11-х классах.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
В начале года был составлен План мероприятий по профилактике травматизма, который был включен в План воспитательной работы лицея. Запланирована работа по профилактике травматизма отдельно для обучающихся младших, средних и старших классов. Вопросы по профилактике травматизма нашли отражение в Планах воспитательной работы классных руководителей. Преподаватель- организатор ОБЖ, учителя информатики и ИКТ, физической культуры, химии, физики включали элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Основной формой профилактики детского травматизма так же является инструктаж и педагогов, и обучающихся.
В целях профилактики детского травматизма в школе регулярно проводится следующая работа:
- беседы с родителями на родительских собраниях и с обучающимися на классных часах общения о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся;
- классные часы с обучающимися «Культура поведения в школе»;
- инструктирование педагогических работников на рабочих совещаниях, педагогических советах по «Должностным обязанностям»;
- определение графика дежурства учителей и обучающихся в коридорах и рекреациях лицея;
- постоянный контроль выполнения должностных обязанностей учителями- предметниками, дежурным учителем и дежурным администратором;
- запрещение выхода обучающихся из стен школы во время учебных занятий без уважительной причины.
Важной составляющей по сохранению здоровья школьников является профилактика дорожно-транспортного травматизма. Важно, чтобы выполнение правил дорожного движения стало внутренней потребностью каждого человека. В целях предупреждения ДТТ ведется планомерная работа. Составлен план работы на учебный год, который включил общешкольные и классные мероприятия. В течение учебного года запланированы:
- классные часы 1 раз в месяц;
- встречи с инспекторами ГИБДД по профилактике ДТП;
- беседы на родительских собраниях и консультации для родителей.
2. Организация медицинского обслуживания. Условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основными задачами организации медицинского обслуживания учащихся является:
- контроль за здоровьем учащихся;
- проведение углубленного осмотра учащихся;
- профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний;
- оказание медицинской помощи;
- обеспечение медицинского обслуживания обучающихся в период проведения спортивных и других массовых мероприятий на территории лицея, в летнем пришкольном оздоровительном лагере;
- проведение вакцинации обучающихся с письменного согласия родителей (законных представителей)
- консультационные услуги участникам учебно-воспитательного процесса по соблюдению санитарно- гигиенических норм;
- контроль за обеспеченностью медицинского кабинета медикаментами и инвентарем
Все обучающиеся с ОВЗ по решению родителей (законных представителей) осваивают основную общеобразовательную программу и в специальных учебниках не нуждаются. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся детей-инвалидов осуществляется специалистами: педагог-психолог, педагог-логопед, педагог-дефектолог и социальные педагоги. Специалисты проводят работу с родителями (законными представителями), ребёнком и педагогическими работниками школы, необходимую для осуществления инклюзивного образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленную на максимальную реализацию реабилитационного потенциала. Комплексное сопровождение включает в себя взаимодействие сотрудников (педагога-психолога, логопеда, дефектолога, социальных педагогов) с учителями, родителями (законными представителями) и ребёнком в процессе реализации программы индивидуального сопровождения. Программа сопровождения включает в себя:
- диагностику уровня актуального развития и определение зоны ближайшего развития ребенка, диагностику учебных затруднений и социально-эмоциональных проблем, мониторинг эмоционального благополучия и включенности в образовательный процесс;
- групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом направленные на развитие психических процессов, общеучебных и социально-коммуникативных навыков, оказание помощи в преодолении социально-эмоциональных проблем;
- консультативное сопровождение учителя (сопровождение обучающегося, осуществляемое через консультативную поддержку учителя);
- психологическую поддержку участников образовательного процесса;
- консультативная помощь родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
- анализ результативности и мониторинг эффективности программы.
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАОУ Лицей № 12 разработан и активно функционирует сайт учреждения, на котором размещены документы, касающиеся организации образовательного процесса, документы, регламентирующие работу МАОУ Лицей № 12, учредительные документы.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МАОУ Лицей № 12, который адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих) в виде функции, позволяющей увеличить текст на любой странице сайта.
Визуальная информация предоставляется инвалидам с помощью монитора, расположенного на первом этаже лицея. Информация меняется ежедневно.
Доступ к информационным системам для инвалидов и лиц с ОВЗ, осуществляется под руководством педагогов, проводящих учебные занятия, и в библиотеке под руководством библиотекаря. Исключён доступ обучающихся к сети Интернет без присутствия преподавателя. На всех компьютерах, подключённых к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательной деятельности. Приказами по образовательному учреждению назначены ответственные за доступ к сети Интернет и ответственный за установку и настройку программы контентной фильтрации.
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
Доступ к ЭОР имеют все обучающиеся лицея, в т.ч. инвалиды и обучающиеся с ОВЗ.
Каталог ресурсов для образования |